Ученые впервые применили стволовые клетки для лечения инсульта

Лечение инсульта стволовыми клетками

Американские молекулярные биологи впервые успешно применили стволовые клетки для ликвидации повреждений в структуре головного мозга мышей, возникших в результате инсульта, о чем они написали в статье в журнале Nature Medicine.

"Это исследование может перевернуть наши представления о том, что мы можем сделать и как мы можем помочь людям, пережившим инсульт. Если эта терапия будет работать и на людях, то тогда мы сможем резко ускорить процесс восстановления таких пациентов после кровоизлияний в мозг и других травм нервной ткани", — прокомментировал исследование Джим Кониг (Jim Koenig) из Национальных институтов здоровья США в Бетесде.

Первая методика лечения травм мозга была разработана Бериславом Злоковичем (Berislav Zlokovic) из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) и его коллегами, которым удалось найти ключ к превращению стволовых клеток в "взрослые" клетки мозга и заставить их мигрировать в место повреждения нервной ткани.

Этим "ключом" оказалось вещество 3K3A-APC – полусинтетический аналог так называемого "протеина С" – одного из важнейших белков организма, который не дает крови свернуться внутри организма, защищает его от воспалений и массовой гибели клеток в результате неправильного включения апоптоза – клеточной "программы" самоубийства.

Как выяснили Злокович и его коллеги, экспериментируя на стволовых клетках мышей, этот белок способствует росту будущих "заготовок" нервной ткани и их превращению во взрослые типы нервных клеток и их помощников, составляющих основу мозга.

Главная проблема этого вещества заключена в его природе – так как протеин С является сильнейшим антикоагулянтом, его ввод в мозг пациента, перенесшего инсульт, или просто здорового человека может привести к фатальным последствиям. По этой причине команде Злоковича пришлось провести множество экспериментов и найти такую мутантную версию этого белка, получившую имя 3K3A-APC, которая почти не меняла бы свертываемость крови.

Получив это вещество, ученые проверили, сможет ли оно аналогично влиять на стволовые клетки внутри организма, вызвав искусственный инсульт у нескольких мышей и попытавшись ликвидировать его последствия при помощи 10 тысяч человеческих стволовых клеток и инъекций 3K3A-APC.
На протяжении нескольких месяцев ученые наблюдали за процессом восстановления здоровья  животных, сравнивая их состояние с тем, как поправлялись мыши из контрольной группы, в чей мозг были введены только стволовые клетки.

Как показал этот опыт, комбинация стволовых клеток и вещества 3K3A-APC действительно ускоряла восстановление работы мозга у грызунов за счет роста новых нейронов и прочих компонентов нервной ткани, замещавших мертвые клетки в поврежденных частях мозга. Уничтожение этих новых клеток возвращало мышей в постинфарктное состояние, что подтверждает, что данная терапия действительно работает.

Ободренные успехом, ученые сейчас готовятся к проведению второй фазы клинических испытаний, в рамках которых они проверят работу 3K3A-APC на более крупной группе животных, а также выяснят, способно ли это вещество замедлить смерть нейронов после прекращения кровообращения. Кроме того, Злокович и его коллеги подали петицию на проведение клинических опытов на добровольцах, чье успешное завершение, как надеются ученые, откроет дорогу для лечения последствий инсульта.

Источник: ria.ru