Российские ученые нашли в теории старения ошибку полувековой давности, которая ограничивала возможности продления жизни

старость и молодость

Научная группа российской биотехнологической компании Gero (резидент кластера биомедицинских технологий Фонда «Сколково») опубликовала исследовательскую работу «Корреляция Стрелера–Милдвана является множеством вырождения регрессии на закон смертности Гомпертца»  в новом выпуске “Журнала Теоретической Биологии” (Journal of Theoretical Biology).

В работе показано, что корреляция Стрелера–Милдвана не имеет под собой биологического обоснования, вследствие чего, не существует фундаментальных ограничений для терапий старения.

Корреляция Стрелера–Милдвана (SM) была описана в  1960 году в широко известной и часто цитируемой научной статье в журнале Science. Она устанавливает связь двух параметров закона смертности Гомперца – времени удвоения смертности (MRDT) и начальной смертности (IMR). В исходной работе не только введена эмпирическая корреляция, но и предложена теория старения, широко признанная среди исследователей. Теория гласит, что, если начальная смертность снижается из-за любого вмешательства в раннем возрасте, время удвоения смертности уменьшается, то есть старение ускоряется. Данная гипотеза препятствует созданию эффективной терапии, направленной на продление жизни. За полвека многие исследователи в области старения выразили сомнения в том, имеется ли какая-либо биологическая основа для данной корреляции или нет.

В разработке терапий против старения команда Gero предпочитает основываться на фактических данных, а не только на методы машинного обучения. Ученые компании  исследуют физические причины зависимости смертности от измеримых параметров, варьирующихся от экспрессии генов до локомоторной активности. При попытке установить физические процессы, лежащие в основе корреляции Стрелера-Милдвана, научный руководитель группы Петр Федичев и его команда заметили фундаментальное несоответствие между аналитическими выводами и наличием корреляции Стрелера-Милдвана при использовании закона старения Гомперца.  В статье ими было показано, что корреляция Стрелера-Милдвана  естественно возникает как множество вырождения для регрессии на кривую закона Гомперца.

Петр Федичев пояснил: «Мы проанализировали кривые дожития для тысяч генетически идентичных червей нематод и оказалось, что данная корреляция действительно является ничем иным как  артефактом обработки данных». В экспериментах на червях ошибочная модель может работать, но все усложняется в человеческих моделях (т. к. произведение времени удвоения смертности на начальную смертность слишком мала). Получается, что корреляция Стрелера-Милдвана является артефактом регрессии кривых дожития на кривую Гомперца, примененной на недостаточном количестве экспериментальных данных, а значит, не является биологическим законом. По словам Петра Федичева,  «исключение корреляции Стрелера-Милдвана из теорий старения открывает новые возможности в науке, поскольку если бы она была не просто отрицательной корреляцией между параметрами Гомперца,  а настоящей зависимостью, это привело бы к неэффективности оптимальных терапий старения и ограничило бы возможности человека в продлении жизни».

Вера Рыбко, проектный менеджер кластера биологических и медицинских технологий Фонда «Сколково»: «Это революционное открытие, опровергающее канонические ограничения на продление жизни человека, наверняка сыграет немалую роль в увеличении продолжительности жизни. На корреляции Стрелера-Милдвана ранее основывались многие скептические утверждения,  тормозившие развитие медицины в этой области. Теперь барьер снят, и есть надежда, что существенное продление жизни перейдет из области фантазий в реальную, основанные на фундаментальных законах природы область науки. Команда Петра Федичева – высококлассные ученые, которые, я уверена, еще не сказали своего последнего слова в разработке этого чрезвычайно перспективного направления».

Справочная информация

Работа «Корреляция Стрелера–Милдвана является множеством вырождения регрессии на закон смертности Гомпертца» опубликована в новом выпуске Журнала Теоретической Биологии (Journal of Theoretical Biology): http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022519317300176

Gero - биотехнологическая компания, разрабатывающая оригинальные лекарственные препараты - низкомолекулярные ингибиторы. Компания фокусируется на поиске терапевтических подходов, направленных против старения. Научная команда Gero разрабатывает методы анализа омиксных данных для определения потенциальных терапевтических мишеней и использует их для разработки лекарственных средств для лечения заболеваний, ассоциированных с возрастом, и воздействия на процесс старения.

Помимо проектов в рамках борьбы со старением компания разрабатывает лекарственные кандидаты в области онкологии, для лечения неалкогольной жировой болезни печени и инфекционных заболеваний. Кроме того, компания разработала технологию, позволяющую оценивать риски здоровья пользователей смартфонов на основе данных их двигательной активности. Технология уже доступна для лицензирования, а на ее основе создан продукт - веб-приложение и чатбот, информирующий пользователя о статусе его здоровья.

Gero - команда специалистов из различных отраслей науки – теоретической физики, разработки новых лекарств, информационных технологий. Научный отдел возглавляет Петр Федичев, к.ф.-м.н., - директор компании по науке, физик, ранее проводивший исследования в области физики конденсированных состояний. Под руководством Петра работает международная команда биологов, медицинских химиков и биоинформатиков.

Контакты:

Новокузнецкая улица, 24/2, Москва, Россия 119017