Учёные впервые смогли «перепрограммировать» иммунные клетки

т-лимфоцит Окрашенное изображение человеческого Т-лимфоцита.

Нарушение баланса в иммунной системе, идёт ли речь о чрезмерном повышении активности отдельных клеток или, напротив, о подавлении их активности, приводит к различным заболеваниям, от псориаза до рака. Управляя работой иммунных клеток определённого типа, Т-лимфоцитов, исследователи смогли восстановить нормальную работу иммунной системы и создать новый подход к лечению этих болезней.

Учёным из Институтов Гладстона (Gladstone Institutes) впервые в истории удалось разработать способ «перепрограммирования» Т-лимфоцитов. Точнее, исследователи выяснили, как превратить провоспалительные клетки, активирующие иммунную систему, в противовоспалительные, подавляющие её работу, и наоборот.

В рамках исследования рассматривались клетки двух типов. Эффекторные Т-лимфоциты, стимулирующие иммунитет и помогающие защищаться от патогенов, и регуляторные, помогающие держать иммунную систему под контролем и предотвращающие атаки на здоровые клетки. «Результаты нашего исследования могут оказать значительное влияние на лечение аутоиммунных заболеваний, а также на иммунотерапию онкологических заболеваний и лечение стволовыми клетками», — рассказывает старший научный сотрудник Институтов Гладстоуна Шэн Дин (Sheng Ding), также занимающий должность профессора фармацевтической химии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (University of California, San Francisco).

Опираясь на свой опыт создания новых препаратов, Дин и его коллеги идентифицировали маленькую молекулу, способную превратить регуляторные Т-клетки в эффекторные. Результаты работы с подробным описанием метаболического механизма, лежащего в основе открытия, опубликованы в издании Nature.

Новый подход к «перепрограммированию» Т-лимфоцитов может быть использован в разных областях медицины. Например, при аутоиммунных заболеваниях эффекторные Т-клетки активируются, что в итоге повреждает организм. В этом случае превращение эффекторных клеток в регуляторные могло бы помочь справиться с гиперактивностью иммунной системы, восстановить в ней баланс и вылечить саму причину заболевания.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для улучшения существующих методов лечения стволовыми клетками. Теоретически, выработка регуляторных Т-лимфоцитов может привести к повышению толерантности иммунной системы и уменьшению риска отторжения трансплантированных клеток.

«Наша работа также может внести вклад в разработку новых методов иммунотерапии онкологических заболеваний, — поясняет первый исследования Тао Сюй (Tao Xu), постдок из лаборатории Дина. — Этот вид терапии не нацелен на опухоль напрямую, вместо этого иммунотерапия активирует иммунную систему, заставляя её распознавать раковые клетки и атаковать их».

Многие виды рака перехватывают управление регуляторными Т-клетками, подавляя работу иммунной системы и создавая благоприятную среду, в которой опухоль может расти, оставаясь незамеченной. В такой ситуации метод «перепрограммирования» может помочь превратить регуляторные Т-лимфоциты в эффекторные. Это усилит иммунную систему и поможет ей в обнаружении и уничтожении опухолевых клеток.

03.08.2017 Источник: 22century.ru